13 сентября 2010, 08:29 Если нас наградят, то не за наш поступок - КВС Ту-154М Евгений Новоселов
Пилоты, чудом сумевшие пoсадить на крошечную полосу в закрытом аэропорту Ижмы лайнер Ту-154М с 72 пассажирами на борту, рассказали в эфире "Вести ФМ", как им удалось это сделать.

"Времени у нас оставалось всего лишь 30 минут полета. Не больше", - отметил второй пилот Андрей Ломанов, который в момент посадки находился за штурвалом. По его словам, из-за отказа электроники самолет летел на топливе из расходного бака, которого хватает только на полчаса. "Это топливо - все, чем мы располагали", - сказал пилот. Ломанов заметил, что за 17 лет его практики не было случая, когда в самолете полностью отказывала вся электроника. "В этом смысле - чудовищный, но уникальный случай", - признался он.
Командир воздушного судна Евгений Новоселов уточнил, что на землю успели передать "сигнал срочности, что проблемы с системой - значит, возможно, предстоит вынужденная посадка, просим подобрать аэродром для посадки". Затем оборвалась связь, последовательно начали отказывать приборы.
После отказа электроники самолет вели по "линейным ориентирам" - дорогам, рекам. "Если железная дорога, река - значит, рядом населенный пункт, значит, рядом поле, площадка, на которую можно было бы совершить аварийную посадку", - рассказал Андрей Ломанов.
Он признался, что полосу в Ижме, на которую удалось посадить самолет, пилоты увидели случайно. "Мы летели на другую площадку - готовиться к снижению и аварийной посадке. Судьба или удача, или Бог нам преподнес вот такой сюрприз в виде бетонной полосы", - сказал Ломанов.
Работал лишь один компас, который давал приблизительное направление и датчик расхода топлива. Самолет летел вслепую. По приказу второго командира, экипаж начал снижаться до безопасной высоты - 3 тысячи метров. Повезло, что облачность была небольшая, говорят летчики, ее удалось быстро пройти и увидеть землю. Они знали только, что где-то внизу под ними Ухта, Сыктывкар и Печора. Говорят, глазами искали поле, луг, хоть какое-то пространство для посадки. Внезапно, в густом лесу заметили реку, а рядом - белую бетонную полосу - старый вертолетный аэродром в селе Ижма республики Коми. Садились на глаз при помощи стаканчика с водой - по наклону воды определяли крен самолета, пояснил Андрей Ламанов. Сесть удалось только с третьего раза.
По словам пилотов, в самолете отсутствовала не только внешняя, но и внутренняя связь, и команды пассажирам бортпроводники "отдавали голосом". "Огромная благодарность всем пассажирам за их выдержку, спокойствие и понимание ситуации", - подчеркнул Ломанов. "Посадка была такая мягкая, как будто сели во Внуково", - признались пилоты, в один голос добавив, что после посадки "почувствовали облегчение".
"Когда я вышел из кабины, дверь была открыта, бортпроводник выбросил трап и съехал, за ним спустился штурман Сергей Талалаев. Я спросил, горит ли самолет. Оказалось, что нет. То есть, экстренная эвакуация не нужна. И мы остались на своих местах", - рассказал Новоселов.
Спасатели и скорая подъехали почти сразу, вспоминают летчики. Никто из подоспевших экстренных служб не верил в то, что увидел - почти невредимый самолет с живыми пассажирами и экипажем. В шоке были и сами летчики. По их признанию, подобная посадка, конечно, описана в учебниках, но на практике посадить Ту-154 на узкой заросшей полосе для вертолетов при полном отказе навигации практически невозможно.
Ломанов считает, что большую роль в сохранении жизней 72 пассажиров и 9 членов экипажа сыграла конструкция самолета: "Он был управляем, двигатели работали исправно, а это основное - чтобы он летел". "Он спас наши жизни", - согласился Новоселов.
Пилоты заметили, что летать готовы "хоть завтра". "Если нас наградят, то не за наш поступок. Я не скажу, что это было героически. Это наша работа была. Скорее, наградят за наш труд тяжелый" - прокомментировал командир борта Новоселов.
О предстоящем награждении экипажа Ту-154М заявил президент Дмитрий Медведев.
Уходить из профессии и покидать небо из-за этого ЧП никто из экипажа не намерен, все летчики готовы хоть завтра на работу. Сейчас они ждут окончания расследования.
Благополучному приземлению самолета во многом способствовала и добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлетно-посадочной полосы бывшего аэропорта, а ныне вертолетной площадки в Ижме. Благодаря его стараниям полоса была всегда готова принять воздушное судно. Как сообщил Сергей Сотников, он уроженец Башкирии, работает в ижемском аэропорту после окончания в 1978 году Егорьевского авиационно-технического училища. Сейчас Сотников – единственный сотрудник аэропорта и старается своими силами поддерживать порядок на взлетно-посадочной полосе.
Источник: www.komiinform.ruМетки: Коми Происшествия http://uhta24.ru/novost/?id=3137
Все новости  Посетителей: 36209
| | 8  | Честь и хвала Российским пилотам гражданской авиации!!!!! Еще раз - просто АСЫ!!!!! Заслуженная награда!!! | |
| | 5  | Я вчера смотрела про них передачу, так действительно гордость распирала за них!!! Молодцы!!! | |
| | 0  | да летчики молодцы, НО! я считаю, что ответственность за эту ситуацию. должен нести их гребаный авиаперевозчик! КАК МОЖНО было отправлять самолет, который не готов уже к перелетам... как они посмели рискнуть жизнями стольких людей и отправить это ведро в воздух! и что самое страшное они же хотят его эксплуатировать вновь!!!!!
2. Дима Медведев, разберитесь с этими алчными людьми пожаста. | |
| | 2  | Только наш русский экипаж так может со стаканом воды то, а почему про стюардессу молчат, говорят она молодец - смогла сохранить спокойствие среди пассижиров при посадке и не дать распространится панике. | |
| | 0  | #3. У Вас есть доказательства в том что самолёт был неисправен? Почему Вы считаете что виноват авиаперевозчик? Если были проблемы то экипаж не должен был взлетать, подвергая пассажиров опасности. А вот почему у самолета в полёте отказали три(!) генератора и самолёт практически полностью был обесточен(и в нём не одна система резервирования) - тут куча вопросов к бортинженеру. Ну это пусть специалисты выясняют. | |
| | 1  | о чем вы говорите... я почти на 100% уверен, что этот самолет уже давным давно пора было снять с эксплуатации.
банальные деньги толкают людей на всяческого рода поступки...
бортинженер..ну проверил он ..вроде все окей... но машина стара, а любой механизм рано или поздно выходит из строя... тянут до последнего..вот вам и последствия. | |
| | -2  | Да, есть вопросики. Но Президент уже назвал их героями. Стране нужны герои, нужен положительный пример, а, значит , глубоко копать не будут. И , значит, меры по недопущению повторений не будут в полной мере приняты.
Ну, что ж, будем надеятся, что в каждом борте герой | |
| Lel 13 сентября 2010, 13:43 #8 | 2  | Офигеть...Народ вы о чем???(#6,7). Вообще-то самолет в первую очередь проверяют на земле не ботринженеры, а техперсонал. И куда тут копать и зачем? Вы слышали хотя бы, что эти пилоты первые и единственные в мире на сегодняшний день(я не беру в учет испытателей) , которые совершили посадку в таких условиях при таких неполадках? | |
| | 0  | #5 однако борт инженер на интервью ,которые давал экипаж,не присутствовал,значить им уже занимаются...Подвиг пилотов-это чье-то покрытое преступление. | |
| | 0  | как раз тут надо копать(самолёт не развалился и в потребном состоянии для экспертизы, свидетели живые) и как можно глубже. и выводы должны быть отражены в соответствующих инструкциях для летного персонала.
бортинженер проверяет готовность не только перед полётом. он контролирует работу всех систем в течении всего полёта и до конца полёта.
| |
| | 0  | Я вот одного не пойму...сдохли три независимых друг от друга генератора ...почему не перешли на аккумуляторы....или их там просто не было | |
| | 0  | #9. Во-первых он основной свидетель состояния техники, т.к. у него перед глазами вся сигнализация и он видит то, что пилоты могут не видеть. Во-вторых чтобы лишнего не сболтнул для журналистов. | |
| | 1  | взято с forumavia.ru:
Взгляд изнутри:
Летаю часто этим маршрутом и вот долетался...
Коротенько: летел на 20 ряду, дремал, поворот над Воркутой помню, потом обратил внимание нет света в салоне, не горят табло над дверями, начали достаточно быстро снижаться(б/п достаточно высокий, подлетел до потолка, когда вышел сказать "пристегнуть ремни") через какое-то время перешли в горизонтальный полет, в хвост пробежал БИ со страшным лицом и пару минут хлопал какими-то дверями в районе туалетов. Б/п пересадили последние три ряда в первый салон, опять прибежал БИ...убежал...опять начали снижаться, но уже медленнее, первый раз увидел землю в разрыве облаков, тайга однако...высота была не больше 800м, опустились еще, ниже облачности, нижний край не выше 200, временами летели еще ниже-ориентир - макушка башни сотовой(или телебашня) была на одном уровне с окнами, мелкий дождь..."колотило" самолет не по-детски...тут уже было все ясно...б/п начали свой инструктаж... с доворотом ушли в сторону и над рекой шли на "бреющем" как крылатая ракета - повторяя рельеф, не могу сказать сколько пролетели, пока не показался поселок, может 5 минут, может 10... пугала низкая высота(в облачность не залезали) и высокая скорость, посмотрел на крыло - ни закрылки не предкрылки не выпущены. Полосу было хорошо видно, только видно было что она вся "зеленая" - трава и кустарник, облетели дважды с креном, наверное рассматривали... потом отлетели подальше и уже было понятно что будем садиться, б/п "брали горлом" - "голову не поднимать, в окна не смотреть", ага, щас, чего ж помирать с закрытыми глазами? дальше только ощущения(вылядывал в окно периодически) - заходили по очень пологой глиссаде, скорость очень большая, посмотрел еще раз - механизация крыла не выпущена, почему-то показалось(по звукам) что шасси выпустили в последний момент, а реверс включили еще не коснувшись полосы, такое ощущение было что самолет "дернули" за хвост, коснулись мягко, только колеса "завизжали" так что было слышно в салоне, на полосе пару раз "вильнули" из стороны в сторону, но удержали, только в самом конце потащило влево(может из-за того что слева было больше деревьев и ближе к полосе, по левому крылу раньше "застучало"), в болотину въехали как в резину...после остановки поразила ТИШИНА, мне показалось что движки уже стояли. Ну маленько покричали, женщины заголосили, пара "уродов" ломанулась к аварийным выходам, но в принципе было спокойно, б/п выскочили на крыло смотреть движки и нет ли пожара, но пар шел только от шасси...ну а дальше не интересно, все поняли что "пронесло" и спокойно вышли через переднюю дверь по аварийному трапу, да, на что обратил внимание - лампочки над аварийными выходами еле-еле "тлели", даже не в полнакала...
Я думаю не надо говорить как благодарили экипаж и командира, и что, те кто летел, говорили им. Самый большой посттравматический стресс был(по-моему) у бортпроводников...:))) в Ижме "лекарства" было много, но не брало...
PS Сорри за много букв, и берегите себя! | |
| | 0  | #11 аккумуляторы были и не один комплект. И есть версии что какое-то время на них и летели. | |
| | 0  | #14 если бы какое то время летели на аккумуляторах,коих еще был и не один комплект,вполне могли без происшествий и потери радиосвязи долететь до ухты и спокойно сесть | |
| | 0  | #15 судя по новостям пошли на снижение с уже частичным отсутствием электроснабжения (навигация не работала), а значит аккумуляторы были разряжены. Последняя информация которая пошла в эфир с борта - "отказ электроснабжения". Но не может быть чтобы летели, летели всё норм и тут бах... последнее деление у индикатора аккумулятора и только одна реплика в эфир и ушла. Темнит экипаж. А без навигации какая тут Ухта. Тем более: неизвестна какая погода в Ухте, отсутствие связи с диспетчерским пунктом (вываливаются они с неба, а на взлётке утренний рейс на Москву!). Короче не вариант. | |
| | 0  | естественно ухта,только при наличии связи...но тогда получается что на эшелоне они шли на аккумуляторах???? бред | |
| | 6  | Да что вы профи пытаетесь выяснить? Люди посадили самолёт. Спасли себя и других. всё обошлось. Комиссия разберётся. Выводы сделают. Не дай бог пережить никому такое. | |
| | 0  | #17 как на самом деле было установит комиссия. может через месяц узнаем результаты. А если экипаж наградят без бортинженера, то значит будут считать виновником ситуации. | |
| | 0  | 19 10 дней согласно правил комиссия вынесет решение. | |
| | 0  | #18 прошло 6 дней. все уже пережили это событие. теперь пока свежа память надо установить кто или что привело в такому "инцинденту" и эту тему обсосать. | |
| | 0  | Вы слышали хотя бы, что эти пилоты первые и единственные в мире на сегодняшний день(я не беру в учет испытателей) , которые совершили посадку в таких условиях при таких неполадках?
Было и похуже - вообще двигатели заглохли и сажали самолет (тоже на бывший аэродром) .
| |
| | 3  | 22 но работали закрылки подкрылки предкрылки. . А именно такой ситуации не было. Поэтому они первые в мире. Героев не судят. | |
| | 1  | Ну, вот и названа причина: "тепловой разгон аккумуляторов". А пилоты бесспорно - герои. А письмо Гостранснадзора №5.9-549 ГА от 14.09.2007 г. о предотвращении теплового разгона щелочных АБ на ТУ-154 совсем и не надо знать ни кому. А зачем забивать голову, когда и так ясно "ЧЕСТЬ И ХВАЛА ПИЛОТАМ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ". В России жизнь - перманентный подвиг . | |
| | 1  | Везде спасение подвиг. Вы что такой удовлетворенныйнанноиванонновввич? Приезжайте к нам в Ухту! у нас тут все уже лучше!
| |
| | 0  | Вы летные правила не можете прочитать и директивные письма (см. № 24). На чем ехать-то? Вас хлебом не корми дай только упасть ниц, да героя на руках потетёшкать. Как же - МЫ РОССИЯНЕ!! Герои! Не царское это дело каждый день выполнять ПРАВИЛА, а думать, вообще, - больно!!! | |
| | 0  | Чтото большое приземлилось недавно, видать движки привезли для Тушки. | |
| ВВП 16 сентября 2010, 13:11 #28 | 0  | Ил 76
| |
| | 0  | №"23. Ломанов А.: "Он был управляем..".- Откуда взялись "закрылки"?! Вырубаются только приборы. Почитал: случаев таких МНОГО! Нашел несколько случаев. И что интересно везде "подвиг перевешивал". Так и летают. Хоть сцы в глаза,всё - божья роса.
Щас сели , а завтра? | |
| | 1  | Сели значит герои. Не сядут значит человеческий фактор и свалят всё на экипаж. Вопрос в том что не просто сели а как и куда сели. Молодцы. | |
| tact администратор 07 сентября 2020, 18:22 #31 | 1  | Сегодня 10 лет с даты посадки. | |
Комментировать:
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи войти зарегистрироваться
|
Gordon: Потом будет втирать пр...
Бывший замначальник ухтинской по (3)
Ольга Прошки: Молодец! Спасибо Вам и...
Диспетчер скорой медицинской пом (1)
Всем друг: Вопрос, когда уже в Ух...
21 апреля Гольдштейн ответит на (1)
tact: Стало лучше....
Фасад ухтинской Центральной библ (1)
имя ник: пацан на красный бежал...
В Сыктывкаре водитель сбил мальч (3)
tact: Зависит от бонусной пр...
Ухтинцы сдают тару на железнодор (2)
Все комментарии